Определяем порядок "стандартных" советов для "начала" ремонтных работ: - Удаление всех компонентов, исключая материнскую плату, блок питания, видеокарточку, а так же процессорную память (не забываем о кулере), а потом включение всего механизма.
- Удаление материнской платы "извне" и внимательный осмотр (с помощью лупы - рекомендуется).
- Тотальный разбор и обратный сбор.
Следует учитывать тот факт, что ни для каждого оно первичным будет именно этот первый пункт. Зависит все от категории работника, к которому Вы себя относите. Берем, в общем, и считаем Вас частным мастером, который обслуживает клиента с «полетевшей» материнской платой. В таком случае Вам следует придерживаться иного правила. --- Допрос клиента с пристрастием касательно возникновения проблем у «больного» - материнской платы. Будьте внимательны – не всегда проблема кроется в самой плате. Бывает также, что у больного иной род заболевания. Тогда делаете выводы. Собственно начинается Ваша работа с клиентом, как таковым. Не «пытайте» его слишком сильно. Придерживайтесь простых правил, которые во многом Вам помогут для достижения Вашей конкретной задачи. Вопросы, задаваемые Вами должны соответствовать уровню «подкованности» самого клиента. Не навязчиво узнайте, что ожидает, где он видит какие-либо проблемы. Данного правила придерживаются не все мастера, давая консультации по телефону. Золотое правило – помните, клиенты зачастую врут. Не заостряйте внимание – выслушайте, но к сведению примите ФИО клиента.
Идентифицируем материнскую платуЗдесь выбор большой. Вам нужно время, желание, фантазия, Ваши привычки. - Обратите внимание на соответствие материнской платы, написанной в книжице и на имеющейся в наличии. Чтобы не становиться заложником ошибок клиента и потом самому выяснять «родословную»
- Вы должны так же в наикратчайшие строки произвести опознание – раскручиваете ПК и обнаруживаете необходимые подписи).
Суммируя первый этап: необходимо узнать больного в лицо - (точнейшую) серию матплаты. Узнав всего лишь (серию материнской платы), бывалый мастер мгновенно способен определить стандартный болезненный "перечень", который мог "изувечить" плату, а так же причину, по которой пациент лежит на Вашем столе. Необходимо учитывать эти статистические сведения. Результат, нам известны ФИО предрасположенного к лечению больного. Теперь дело за "историей болезни" или способы пациента, добравшегося до своего логического конца". Будьте внимательны при задавании вопросов. Слышите вместо системного блока "процессор", не задаем вопроса с провокацией, по поводу блока питания. Получите в ответ не правомерное высказывание Вашего вопроса, к примеру «да ничего особенного». Правильно спросить по-другому – сколько времени компьютер (и материнская плата, в частности) находится в пользовании? Новый или б/ушный? Данный подход выудит для профессионала своего дела, нежели издевки над клиентом. Теперь подходим к «медицинской карте больного» (серийная модель), а так же его "истории болезни", в которой понимает, что же собственно случилось. Теперь уже клиент нам не нужен, обойдемся самим только пациентом. Причем просите настоятельно возвращаться домой. Клиенту не зачем знать всю подноготную того, что вы собираетесь делать для лечения «больного». Все попытки остаться – редуцируйте.
Осмотр внешнего состоянияПомните, что можно вылечить и не вмешиваясь "хирургическим путем". Если можно починить и без починки – преступайте к делу. В деле ремонта материнских плат главное не навредить. Подобные конфузы не должны происходить, но все же имеют место. К примеру, клиентом был уронен год тому назад болтишко на плату, застрявший не понятно где, и совсем не коротивший. Матплата могла заболеть немножко по иным обстоятельствам (болтишко не к делу)ну и пришла в Ваши руки. Уходя клиент неаккуратно кидает матплату на столе, Вами включается блок питания, болтишко «съезжает» и плата, и процессор просто «летят». Теперь загвоздка в другом, как объяснить клиенту столь неудачное стечение обстоятельств. Хотя педантичные и аккуратные мастера сегодня тоже редкость. В большинстве случаев поступают следующим образом – как только клиент уходит, плата сразу включается на предмет оценки ситуации, и что необходимо еще подправить, а так же выставить счет для клиента. Таким образом, можно «избежать» многих конфузов и списать все на недоброжелательного клиента. Но нам нужно идти именно правильным путем и поступать в соответствии. Чтобы избежать даже этого, Вам необходимо провести осмотр «внешности» пострадавшего. Теперь плата отключается «от ненужных факторов», таким образом, извлекаем ее из самого ПК, если матплата находиться в системном блоке. За этим следует банальный осмотр, нет ли в микросхемах дырок. Если у Вас заложенный нос, У вас не будет необходимости дышать вонью из системного блока, пережившего пожар, или испарениями иной природы. Это послужит тем, что Вы сможете заподозрить не было ли пожара в СБ, к примеру могут прогореть мосты с «ножковой» стороны. Теперь найдите иную банальность – конденсаторы, которые начали вздуваться. И поехали, здесь все предельно ясно, несомненно, и у самих начинающих не возникнет никакого вопроса. Естественным путем, плохо пахнущая черная деталь или же ее не посредственные остатки и будет логичным выводом из ситуации. Но рекомендуются следующие этапы осмотра «платы», которые позже смогут стать ключевыми. - Есть ли "внешней" исправности в области микросхемы (нет ли дырявых отверстий, почерневших частиц, постороннего запаха).
- Нет ли у конденсатора вздутостей (несомненно, отломанные ноги, а также неисправности продиктованными механическими повреждениями).
- Нет ли веществ на плате для печати постороннего происхождения (к примеру, джем, а так же залежни иных продуктов, гаечки-болтишки, или даже термопаст и прочее.). Это нужно беспрекословно убрать спиртовым раствором. Все подобное автоматически сразу же стирается спиртом.
Устанавливаем перемычки и переключателиЕсли Вы убедились в «нормальности» и «адекватности» платы (в противном случае, к примеру, с наличием дырочки в такой-то из микросхем – Вы спокойно приступаете непосредственному к лечению), обязательно проверяйте, правильно ли установлены перемычки. Не забудьте посмотреть, не коротят ли или не замкнуты ли какие-либо контактные разъемы материнской платы, к примеру, ножковые SMD-компоненты, IDE, внутри коннекторов типа AGP/PCI/ISA. Теперь включаем отличный свет и лупу с максимальной приближенностью. Если Вы четко выполняете все такие "нехитрые" действия, Вас можно убедить статистическими данными, по которым 5-10% больных возможно вылечить на самом раннем этапе, не переходя к «хирургии». Но тем не менее все те же проблемы на поприще "выяснения отношений". Прием если мастер выпускает из виду какую-ту деталь при осмотре, ему после не следует сетовать на «недоброжелательного» клиента. Следствие «эмулирования» из-за варенья или иных продуктов – довольно таки распостраненное заключение среди «ленивых» работников. Преступаем теперь к измерению напряжения, сначала подключая блок питания. Учитывайте при подключении проблемы, которые могут возникнут со стабилизаторами напряжения. После займитесь диагностикой ШИМ-преобразователей. К примеру, сначала работает ШИМ, после нет. Возможно, обрывалась петля в ОС; происходит перегружение в потребительском токе; что-то произошло в выходных фильтровых конденсаторах фильтра; в драйвере или в роботе ШИМ. Необходимо визуально осмотреть сколотые элементы; измерить напряжение осциллографом при Vfb входе, при ключевых выходах, в ключевых элементах затворов и при выходе конденсатора; померить нагрузочное сопротивление стабилизатора и сравнить с типичными особенностями в похожих платах. Не забывайте, что для ШИМ сдвоенного вида или контроллеров ШИМ комбинированного вида, а так же линейного стабилизатора, обычно, во время аварийного отключения хоть одного, глохнут сразу оба стабилизатора. Используйте при этом процессор – тестер. Еще в который раз обратите на изменения или возможные проблемы с конденсаторами. После проверки последнего выполните проверку тактирования, начиная с кварцевых резонаторов, работы Clocker и шины PCI. Учитывайте вышеизложенные советы, и у Вас не будет проблем с ремонтом материнских плат.
|