Устройство предназначено для облегчения парковки при движении автомобиля задним ходом (особенно будет полезно начинающим автолюбителям и дамам).
Питание на локаторы подается от фонаря заднего хода (локаторы включаются только при движении задним ходом). Локаторы расположены в задних габаритных фонарях, блок индикации на панели приборов .Локаторы настраивают на желаемое расстояние 50-100см , расстояние устанавливают регулировкой тока светодиодов R17, если расстояние слишком большое следует увеличить сопротивление потанциомметра R17 до 2,2к. Передающие и фотодиоды расположены в одну сторону, фотодиоды принимают отраженные от препятствия ИК лучи.
Eсли к двум проводам, идущим к приемнику от общего с передатчиком источника питания, прибавить всего один провод синхронизации, то можно получить совершенно замечательное устройство. Оно будет работать по принципу синхронного детектора и обладать такими его свойствами, как избирательность, помехоустойчивость, возможность получения большого усиления. И это без применения многокаскадных усилителей со сложными фильтрами.
Причем устройство не реагирует на внешнюю засветку от посторонних источников, как постоянную (солнце, лампы накаливания), так и модулируемую (люминесцентное освещение, фонарик).
Генератор передатчика (рис. 4.6. а) собран на интегральном таймере DA1 включенном по схеме мультивибратора. Частота мультивибратора выбрана в диапазоне 20—40 кГц, но может быть любой. Она лишь ограничена снизу величиной конденсаторов С7, С8 и сверху частотными свойствами таймера.
Сигнал мультивибратора через ключ на VT5 управляет светодиодами передатчика VD2—VD4. Мощность излучения передатчика можно подбирать, меняя число светодиодов или ток через них резистором R17. Так как диоды работают в импульсном режиме, амплитудное значение тока через них можно выставить вдвое-втрое выше постоянно допустимого.
Инфракрасный приемник выполнен на дискретных элементах VD1, VT1—VT4, Rl—R12, C1—C4 по схеме, использовавшейся во многих советских телевизорах. Его с успехом можно заменить импортным интегральным ИК-приемником, имеющим к тому же инфракрасный светофильтр. Однако желательно, чтобы на выходе приемника не формировался цифровой сигнал, то есть его тракт был бы линейным.
Далее усиленный сигнал поступает на синхронный детектор, выполненный на КМОП мультиплексоре DD1 и управляемый сигналом таймера DA1. На выходах 3, 13 DD1 имеется полезный противофазный сигнал, который усиливается дифференциальным интегратором на ОУ DA2. Элементы R19, R20; СЮ, СП; R21, R22 интегратора определяют уровень усиления сигнала, полосу пропускания приемника и скорость отклика.
Для достижения максимальной помехоустойчивости и уровня усиления желательно чтобы эти элементы были попарно подобраны с точностью до 1 %. Уровень «земли» интегратора определяется стабилитроном VD5, и выбран как можно меньшим, (но чтобы ОУ DA2 не входил в ограничение) так как полезный сигнал на выходе DA2 будет положительным.
На ОУ DA3 выполнен триггер Шмитта, совместно с пиковым детектором на элементах R24, VD6, R25, С12 он исполняет роль компаратора для формирования сигнала срабатывания. Падение напряжения на диоде VD6 уменьшает уровень пикового напряжения на величину 0,4—0,5 В и задает «плавающий» порог срабатывания сигнализации, величина которого плавно меняется в зависимости от расстояния между приемником и передатчиком, уровня засветок, помех. При нормальном прохождении луча светодиод VD7 будет светиться, при пересечении луча светодиод гаснет.
К деталям, применяемым в схеме, никаких особых требований нет, элементы могут быть заменены аналогичными импортными или отечественными. Резистор R25 составлен из двух последовательных по 5,1 МОм. Фотодиод VD1 с усилителем обязательно должен быть помещен в металлический заземленный экран для предотвращения наводок.
Схема настройки не требует, но следует быть внимательным при испытании устройства. Сигнал передатчика может попадать в приемник в результате отражения от близлежащих предметов и не даст увидеть результат функционирования схемы. Удобнее всего во время отладки уменьшить ток свето-диодов излучателя до долей миллиампера.